Пожар
легче предупредить, чем потушить. Эта привычная фраза не теряет актуальности и
при работе с детьми в дошкольных учреждениях.
Незнание дошкольниками элементарных правил
пожарной безопасности – одна из основных причин пожаров, в которых виновными
остаются дети. Но чтобы уберечь детей от трагедии, необходимы усилия не только
детского сада, но и родителей. Научить ребят ориентироваться в опасной ситуации
– это важная задача и родителей, и педагогов.
Именно в дошкольном возрасте закладываются
основные навыки безопасного поведения, вырабатывается бережное отношение к
жизни и природе. Поэтому начинать знакомить детей с пожарной безопасностью
нужно с самого раннего детства, ведь ребята должны знать, как правильно и
безопасно вести себя, чтобы избежать возникновения пожара, а так же в случае,
если пожар всё – таки возник. При работе с детьми дошкольного возраста по
пожарной безопасности необходимо большое внимание уделять игровому методу
работы, так как данный метод позволяет легче воспринять информацию.
В подготовительных группах № 6 и 12 ведётся
постоянная работа по обучению воспитанников правилам безопасности. В течение сентября
в этих группах провели ряд мероприятий по пожарной безопасности, целью которых
являлось: формирование у дошкольников представления о пожарной безопасности,
закрепление знаний о правилах пожарной безопасности и правилах поведения во
время пожара, о причинах возникновения пожара и первичных средствах
пожаротушения, о том, какие последствия могут возникнуть, если дети возьмут в
руки спички, расширение знаний о профессии пожарного и ее особенностях. Особое
внимание было направлено на формирование навыков безопасного поведения с
электронагревательным оборудованием и электроприборами.
В
группах проведены тематические беседы и занятия по пожарной безопасности, такие
как: «Знай и соблюдай», «Спички — не игрушка, огонь не забава», «Осторожно,
огонь», «Огонь друг – огонь враг» и др. В родительских уголках групп поместили
информацию по данной тематике.
Также между детьми подготовительных групп было
проведено познавательное развлечение по пожарной безопасности на тему «С огнём
не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!» Дети с
интересом отгадывали загадки на противопожарную тематику, состязались в
конкурсах: «Кто быстрее наберет номер пожарной службы», «Потуши огонь», «Кто быстрее доберётся до пожара?»,
«Спасение», «Что лишнее?», играли в игры «Огонь – вода» и др., рассказывали
стихи. Дети отлично справились со всеми
заданиями, проявляя ловкость, смекалку и в игровой форме повторили правила
пожарной безопасности.
Но самые незабываемые
впечатления получили дети от приезда в детский сад пожарной бригады. Работники пожарной службы рассказали о своей
работе, продемонстрировали оборудование для пожаротушения. Дети с любопытством
рассматривали пожарную машину.
Всем желающим дали возможность побывать
в кабине водителя пожарной машины. На прощание, по просьбе детей водитель
включил проблесковый маячок и звуковую сирену. Ребята были в восторге от
увиденного и ещё долго обсуждали это событие.
Материал подготовили воспитатели Котова О. А. , Бурмистрова М.Н.
В рамках месячника пожарной безопасности в
МБДОУ №43«Алёнушка» прошли мероприятия, где педагоги знакомили детей с
профессией пожарного, раскрывали значимость его труда, воспитывали интерес к
профессий пожарного, объясняли детям предназначение спичек в доме,
разъясняли их опасность при попадании в неумелые руки, углубляли и
систематизировали знания детей о причинах возникновения пожаров,
учили детей правильно вести себя во время пожара, вовремя
распознать опасность, принимать меры предосторожности, защищать себя. Каждый
день для детей был интересным, а полученные знания запомнились надолго.
А 15 сентября ребята
встретились с настоящими пожарными, которые приехали в детский сад на своей
служебной машине. Инспектор по пропаганде пожарной безопасности рассказал, как себя вести при пожаре самим и
как помочь другим людям. Практика показывает, что общение с детьми напрямую
является более результативным, так как дошкольники лучше усваивают информацию,
основанную на личном опыте. Дети задавали много вопросов об истории пожарной
охраны, о профессиональной деятельности. В первую очередь ребят, конечно же,
заинтересовала пожарная машина. Ребятам показали предметы боевой одежды,
пожарно-спасательный инвентарь. Даже девчонкам и мальчишкам было интересно
примерить пожарные каски и посидеть в кабине настоящей пожарной машины.
Увидев это, дети
заявили, что когда они вырастут, то обязательно будут пожарными. В заключении
встречи ребятам рассказали о том, как вести себя в случае пожара и как не
допустить его возникновения.
Искренняя радость и
любознательность детворы вызвали улыбки у работников пожарной охраны.
Дошкольники почерпнули много полезной информации из беседы с теми, кто
занимается тушением пожаров и спасением людей. Возможно, со временем знания о
пожарной безопасности частично сотрутся из памяти детей, но доверие к пожарным
и телефон «01» точно запомнятся навсегда.
В конце встречи дети поблагодарили пожарных и пообещали соблюдать
все правила по пожарной безопасности.
«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб» В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными
возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и
приоритетным направлением государственной социальной политики. В России
началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды
для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
Инвалиды с нарушением зрения и слуха
Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
Временно нетрудоспособные
Беременные женщины
Люди с детскими колясками
Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда
— это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих
в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями
вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является
создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной
окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие
способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием
оценки такой политики является доступность для инвалида физической
среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также
доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание
доступности образовательного пространства — приоритетная задача не
только государственного, но и международного значения. В настоящее время
государственная политика нашей страны направлена на поддержку
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике
Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с
обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений
государственной политики является политика создания условий для
предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к
качественному образованию в образовательных организациях, реализующих
образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей
их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель —обеспечить доступное и качественное образование детей
с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство
выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и
дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими
детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым
контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе
могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП,
слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда
— это система материальных объектов деятельности детей, функционально
моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей.
Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению,
улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность
педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом
его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна
способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей.
Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей
воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и
детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
закономерности психического развития,
показатели здоровья дошкольников,
психолого-физиологические особенности,
уровень общего развития,
коммуникативные особенности и речевое развитие,
эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС
ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая
предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в
нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию
индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов,
облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей
и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
В МБДОУ № 43 присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Группы ДОУ, где находятся дети с ОВЗ и дети-инвалиды, оборудованы специальной мебелью; индивидуальной мебелью
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — отсутствуют.
Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
В МБДОУ № 43 проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
дошкольное воспитание;
внешкольное воспитание и образование;
среднее общее образование;
среднее профессиональное образование;
высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность
посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их
здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные
учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать
специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по
полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для
этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается
ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое
бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую
литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических
работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую
для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и
итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ
государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут
при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников
из других образовательных учреждений.
Предоставление услуг на объекте МБДОУ № 43 «Алёнушка»
Автостоянка(места)для инвалидов- отсутствует.
Пандус – имеется.
Адаптированные лифты- отсутствуют.
Раздвижные двери – отсутствуют.
Кнопка вызова персонала – отсутствует.
Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — отсутствуют.
Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
Оборудование территории, прилегающей к МБДОУ » № 43 «Алёнушка» с учетом доступности для инвалидов
Весело и задорно прошел
День знаний-2020 в МДОУ №43 «Аленушка». В связи с тем, что в Ставропольском
крае действует запрет на проведение массовых мероприятий, воспитанники каждой
возрастной группы отметили этот праздник по-разному.
На участки детского сада
приходил веселый клоун Плим, приносил всем подарки и играл с ребятами в различные игры. Малышам
групп №5 и 7 Плим принес шляпу, из которой достал мыльные пузыри. Дети ловили
их ладошками и веселились от души. После ухода клоуна,
ребятишки играли в различные подвижные игры, а воспитанники группы № 5 даже загадали три самых заветных желания и
отпустили их в синее безоблачное небо вместе с воздушными шарами. Воспитанников
средних групп № 9 и 10 Клоун порадовал разноцветными обручами и мячиками. Дети
устроили небольшие соревнования на ловкость. Было много смеха и радости. В
старших группах первый сентябрьский денек тоже прошел интересно и занимательно.
День красок отметили в группе №11. Узнав, что уже наступила осень, клоун Плим
очень огорчился, ведь он не знал, что это такое и даже никогда не видел осенних
листьев. Поэтому ребята, чтобы развеселить клоуна решили нарисовать для него
осеннее дерево. Обрадованный Плим, на прощанье раздал детям сладкое угощение и
поспешил дальше. Он опаздывал на квест-игру «В поисках сокровищ капитана
Флинта» к ребятам 8 группы. Участников этой игры ждали увлекательные
приключения, но наши отважные пираты справились со всеми заданиями и нашли клад
– Великую Книгу Знаний. А праздник тем временем продолжался. Для детей
подготовительных трупп № 6 и 12 педагоги вместе с клоуном Плимом устроили
спортивное развлечение под названием «По дороге знаний». Дети с увлечением
разгадывали веселые ребусы, принимали участие в эстафетах и конкурсах. По
итогам этих соревнований победила дружба и сообразительность. Все участники
были награждены сладкими призами и хорошим настроением.
Вот так необычно и
увлекательно прошел этот замечательный праздник День знаний-2020! Давайте
присоединимся к одному из желаний,
загаданных нашими маленькими воспитанниками, ведь они от всей души пожелали,
чтобы все были здоровы и счастливы!