«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб» В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными
возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и
приоритетным направлением государственной социальной политики. В России
началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды
для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
Инвалиды с нарушением зрения и слуха
Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
Временно нетрудоспособные
Беременные женщины
Люди с детскими колясками
Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда
— это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих
в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями
вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является
создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной
окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие
способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием
оценки такой политики является доступность для инвалида физической
среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также
доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание
доступности образовательного пространства — приоритетная задача не
только государственного, но и международного значения. В настоящее время
государственная политика нашей страны направлена на поддержку
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике
Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с
обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений
государственной политики является политика создания условий для
предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к
качественному образованию в образовательных организациях, реализующих
образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей
их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель —обеспечить доступное и качественное образование детей
с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство
выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и
дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими
детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым
контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе
могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП,
слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда
— это система материальных объектов деятельности детей, функционально
моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей.
Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению,
улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность
педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом
его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна
способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей.
Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей
воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и
детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
закономерности психического развития,
показатели здоровья дошкольников,
психолого-физиологические особенности,
уровень общего развития,
коммуникативные особенности и речевое развитие,
эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС
ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая
предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в
нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию
индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов,
облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей
и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
В МБДОУ № 43 присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Группы ДОУ, где находятся дети с ОВЗ и дети-инвалиды, оборудованы специальной мебелью; индивидуальной мебелью
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — отсутствуют.
Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
В МБДОУ № 43 проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
дошкольное воспитание;
внешкольное воспитание и образование;
среднее общее образование;
среднее профессиональное образование;
высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность
посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их
здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные
учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать
специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по
полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для
этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается
ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое
бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую
литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических
работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую
для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и
итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ
государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут
при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников
из других образовательных учреждений.
Предоставление услуг на объекте МБДОУ № 43 «Алёнушка»
Автостоянка(места)для инвалидов- отсутствует.
Пандус – имеется.
Адаптированные лифты- отсутствуют.
Раздвижные двери – отсутствуют.
Кнопка вызова персонала – отсутствует.
Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — отсутствуют.
Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
Оборудование территории, прилегающей к МБДОУ » № 43 «Алёнушка» с учетом доступности для инвалидов