Навигатор ДО
Бисероплетение
Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, разрушения нравственных норм и ценностей, в силу которых существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Целенаправленные и стихийные процессы привели к значительным изменениям в общественной системе воспитания.
В связи с этим возросло значение приобщения детей к истокам культуры, знакомство с народными промыслами и ремеслами. В этом нам помогают современные педагогические технологии, что являются совокупностью средств и методов воспроизведения (общих, теоретически обоснованных) процессов обучения, развития и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Одной из современных педагогических технологий является арт- терапия, технология, которая позволяет лечить и развивать ребёнка при помощи искусства и творчества. Бисероплетение можно отнести к активным формам арт – терапии. В связи с тем, что арт – терапия – это здоровьесберегающая и здоровьеразвивающая технология, она позволяет не только не ухудшить, но и улучшить состояние здоровья дошкольника.
Обучение бисероплетению развивает эстетическое восприятие, так как неразрывно связано с вопросами цветовосприятия, композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные эмоции, ощущение радости.
Создание игрушки или подарка из бисера – это очень действенный мотив для ребенка. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что, изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность. Очень схожую с игровой, которая остается ведущим видом деятельности, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.
Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которое тесно связано с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок, что, несомненно, развивает мышление дошкольников.
Так как бисер довольно мелкий и сыпучий материал, то работа с ним требует аккуратности, усидчивости, терпения, трудолюбия. А самое главное – работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Подбирая цвета и формы бусин, ребенок учится сочетать их самым лучшим образом; индивидуальность – ребенок может создавать для себя оригинальные украшения, и при этом будет понимать, что таких больше ни у кого нет; он может проявить в своих творениях характер, настроение, особенности своего восприятия, одним словом. самовыразиться.
Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дошкольники подготовлены плохо. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Захват бусины осуществляется тремя пальцами, этот прием способствует правильному захвату ручки в период обучения письму, оказывая решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка.
Ручной труд способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и согласованности в работе: глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
Работа с бисером – очень увлекательный процесс. Ребенок, занимающийся бисероплетением, умеет ценить чужой труд.
На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества. К этому опыту относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства.
Занимайтесь творчеством сами и привлекайте к этому детей!
Материал подготовил учитель-логопед:Шимановская И.В.
Отзывчивость как составляющая доброты
Воспитание доброты и воспитание отзывчивости неразрывно связаны. Как гласит словарь Ожегова, доброта заключается в отзывчивости и расположении к людям, а также в стремлении к добрым поступкам.
Вопреки расхожему мнению, доброта и отзывчивость не будут мешать, а напротив, будут помогать ребёнку в дальнейшей жизни. Эти нравственные качества ценились во все времена и продолжают быть основополагающими в жизни. Быть добрым и отзывчивым, уметь сопереживать – значит быть гармонично развитой личностью.
Воспитание доброты и отзывчивости, как и любое воспитание детей, необходимо начинать с оглядки на себя. Ребёнок полностью копирует родителей, ведь это самые авторитетные для него люди. Поэтому постарайтесь сами быть добрее: к малышу, друг к другу, к окружающим вас людям. В современном мире это может быть непросто, ведь на агрессию, которая встречается на каждом углу, мы привыкли отвечать агрессией. А люди, которые получили агрессию от нас, понесут её дальше. Поэтому постарайтесь в следующий раз задуматься над ситуацией и ответить добротой – это станет лучшим примером вашему ребёнку, который тоже со временем научится быть добрым. Вместе с вами.
Также важен системный подход. Но это не значит, что каждый день нужно нудно рассказывать ребёнку о доброте. Не нужно быть навязчивым – это вызовет отторжение. Можно разнообразить воспитание доброты и отзывчивости и другими занятиями, которые ребёнку будут интересны, но в то же время будут способствовать воспитательному процессу. Например, сегодня мы покормим бездомного котёнка – он будет очень рад, это ему очень нужно, поэтому это добрый поступок. Завтра предложим ребёнку уступить место в транспорте бабушке и обязательно сами это сделаем, если он не захочет.
Не следует ругать ребёнка, если он не хочет проявлять доброту в каких-то ситуациях. Например, сегодня он не захотел поделиться конфетой с приятелем – не заостряйте на этом внимание. А вот если, напротив, решил поделиться – обязательно похвалите. Любая деятельность, связанная с добротой и отзывчивостью, должна вызывать у малыша только положительные эмоции – тогда он захочет сам делиться добротой.