«Готовим
ребёнка к школе»
Подготовка
ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен
владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых
знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?
В литературе
существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они
сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический,
психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя
целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в
ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может
послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых
знаний и так далее.
Физиологическая готовность
ребенка к школе
Этот аспект
означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть
состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную
программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и
физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе,
предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая
готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации
движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также
ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать
важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка
и т. п.
Психологическая готовность
ребенка к школе
Психологический
аспект готовности включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность,
личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная
готовность к школе:
• к первому
классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет
ниже);
• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу
и обратно, до магазина и так далее;
•
ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть
любознателен;
• должны соответствовать возрасту развитие его памяти, речи, мышления.
Личностная и
социальная готовность подразумевает следующее:
• ребенок
должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и
взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим
ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок
должен понимать и признавать авторитет взрослых;
•
толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные
замечания взрослых и сверстников;
•
нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок
должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя
неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу,
признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая
готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
• наличие
интереса к учению и получению новых знаний;
•
способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого
требует учебная программа;
•
усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать
взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Рекомендации родителям
дошкольника
Чтобы ваш
ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе,
чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим
рекомендациям психологов и педагогов.
1. Не будьте
слишком требовательны к ребенку.
2. Ребенок
имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и
взрослым.
3. Следите,
чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за
помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
5. Учеба
должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие
праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк
и т. д.
6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно
и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы
его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и
другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать
чтение книги всей семьей перед сном.
7. Питание
должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
8.
Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои
эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен
управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не
всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое
внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить
скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно
реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.
9.
Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в
любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и
порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок
самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
10. Если
ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему
несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки
постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог
заниматься одним делом, не отвлекаясь.
11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ,
чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь
придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что
лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к
капризам вашего неохочих.
12.
Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего
малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс,
просматривайте вместе свои школьные фотографии.
14.
Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет
много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя
пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, — а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.
Материал подготовил воспитатель: Калошина Г.И.