Сказки в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста способствуют становлению мировоззрения ребенка и знакомит его с простейшей моделью мироустройства.
Еще более ста лет назад русские педагоги отзывались о сказках, как о воспитательном и образовательном материале. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность, и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности».
Сказка помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душу, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Очень хорошо, когда ребенок хочет слушать сказку ни один раз. Это тяготение ребенка к сказке необходимо использовать, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить его способность к творческой мечте и фантастике. Тем, кто фантазирует, принадлежит будущее. Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость и добро. Только эта способность, привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня, создавала, и будет впредь создавать писателей и поэтов, таких как Чехов, Некрасов, Толстой и др.
Чтение сказок дает очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Через сказку легче объяснить малышу, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке. Сказка — неотъемлемый элемент в воспитании ребенка. Воспитание детей сказками убеждает нас, что сказки являются для детей уроками нравственности. Сказочные герои наделены смелостью, красотой, трудолюбием, честностью, любовью к Родине. Сказки показывают детям, что бывает, если герои обманывают или поступают не по совести. Из сказки ребенок узнает, что дружба помогает победить зло и что оно всегда бывает наказано. Благодаря сказке ребенок узнает, что добро сильнее зла и это помогает ему в дальнейшей жизни: быть честным и добрым человеком.
«И нельзя без сказки нам прожить друзья
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце дверцу распахнуть»
Существует самая разнообразная классификация сказок. Одна из них — это сказки о животных, Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты — думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.
В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы — хитрость, поэтому речь идет о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.
Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах).
Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действий, движений, энергии — того, что присуще маленькому ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
В сказках о животных много песенок. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибаутки так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.
Сказка полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности и красоте. Она дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение — эту важнейшую черту человека в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь. Недаром интерес к этому виду народного творчества не иссякает. Из века в век, из года в год издаются и переиздаются классические записи сказок и литературные обработки их. Сказки звучат по радио, передаются по телевидению, ставятся в театрах, экранизируются.