Создание условий для полноценного
развития речи детей.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.
Речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Развитие речи посредством художественной литературы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Развитие речи средствами дидактической игры
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, название цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Экскурсии как метод развития речи детей
Экскурсия [лат. excursio -поездка]- одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.
Целью экскурсий является уточнение и обогащение активного и пассивного запаса детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.
Сюжетно-ролевая игра
Оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д. Развивается диалогическая речь. Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Эта игра способствует:
— закреплению навыков пользования инициативной речью;
— совершенствованию разговорной речи;
— обогащению словаря;
— формированию грамматического строя языка и т.д.
Театрализованная деятельность
Делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.
Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля, развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихотворения.
Пальчики
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Пальчиковая гимнастика:
— способствует овладению навыками мелкой моторики;
— помогает развивать речь ребенка;
— повышает работоспособность коры головного мозга;
— развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
— снимает тревожность.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Ученые пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной поверхности головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует вывод: развитие речи
ребенка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса.
Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
- игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.);
- пальчиковые игры;
- лепка;
- массаж пальцев и кистей;
- пирамидки;
- игрушки-шнуровки;
- кубики;
- сухой бассейн.
Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функции руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности дети учатся анализировать формы, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребенка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут березы, сирень, в теплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свои впечатления словами.
Подвижная игра направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения.
Во время игры педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Использование информационно-коммуникативных технологий
Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основная задача музыкального воспитания – воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Четкое произношение ритмического текста и стихов мод музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувство слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
Работа с родителями
Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, потешек, пословиц, считалок, скороговорок, чистоговорок, консультации и советы, какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.