В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности  президент России В.В.Путин постановил  провести в 2017 году в Российской Федерации Год экологии.

В МБДОУ № 43 «Алёнушка»  в целях повышения уровня экологического образования, формирования экологической культуры дошкольников и воспитания бережного отношения к природе систематически ведется работа по экологическому воспитанию.

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Экологическое воспитание как важная составляющая воспитательно-образовательной работы нашего ДОУ осуществляется через  программу С.Н.Николаевой «Юный эколог».

Важным положением Федерального Государственного Образовательного Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка»: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире… Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.

23 марта в ДОУ состоялся педагогический совет по теме «Формирование у детей представлений о необходимости бережного отношения к природе через проектную деятельность».

Цель: освоение содержания методов современных образовательных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Открыла педсовет заместитель заведующего Т.А. Баранова. Удивительный мир природы встречает ребёнка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.
Т.А.Баранова пригласила  педагогов  поговорить о экологическом воспитании детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.
Татьяна Александровна подвела  итоги тематического контроля по теме «Состояние экологического воспитания дошкольников».

Фоменко М.А. выступила с докладом «Цели и задачи экологического воспитания дошкольников». Она отметила, что для успешного решения задач экологического воспитания, необходима реализация в дошкольных образовательных учреждениях воспитательно-образовательной работы. Где особое место занимают занятия интегрированного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой.

В.В. Лустенко рассказала о роли образовательной деятельности в формировании у дошкольников осознанного отношения к природе через проектную деятельность. Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования и обязательная для всех педагогов образовательных учреждений.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Эколого-социальная среда сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе есть интересны для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни и т.д.. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям сознавать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.

Интересно прошла презентация проектов по экологическому воспитанию детей.

В подготовительной группе № 7 воспитателем  Богачевой Т.Г. был организован проект «Первоцветы». Цель проекта: знакомство с первыми цветами, которые появляются на территории детского сада, в лесу, садах; выяснение причин, почему надо беречь первоцветы. На протяжении проекта прошли познавательные беседы, виртуальная экскурсия в весенний лес,  интегрированное занятие, чтение художественной литературы, дидактические игры, экскурсия, выставка детских работ. Совместно с родителями дети составили «Красную книгу Первоцветов», трудились на территории детского сада.  В ходе проекта дети расширили и систематизировали знания  о первоцветах и их охране.

В этой же группе прошла презентация  долгосрочного проекта (ноябрь-март) воспитателя Даниловой Е.В.  «Зимующие птицы». В ходе проекта проходили беседы, экскурсии, чтение познавательной и художественной литературы, исследования и наблюдения, дидактические и подвижные игры, познавательные занятия. Велась большая работа  с семьей. Родители совместно с детьми изготовили замечательные кормушки, которые развесили на территории детского сада. Всю зиму на них слетались разные птицы. Дети расширили представления  о фауне родного края, о жизни зимующих птиц в условиях города, о приспособленности, особенностях их поведения и питания. В ходе проекта дети узнали о существовании Красной книги Ставропольского края и  познакомились с исчезающими видами птиц нашего региона.

Еленой Викторовной была выпущена памятка «Кормушка».

В старшей группе № 6 воспитателем Калашниковой В.Н.  в течение двух недель был проведен проект «Наблюдение за волнистым попугаем». Цель: обогащать и расширять знания детей о волнистых попугаях, их повадках. Воспитывать любовь и желание заботиться о птицах. В ходе проекта дети расширили знания о птицах, живущих в клетке, научились заботиться о них, дарить свою любовь. У ребят появился интерес к заботе о попугае. В ходе наблюдения дети узнали, что у попугаев бывает разное настроение, которое зависит не только от окружающих условий, но и от его эмоций, которые он выражает разными способами.

В группе № 5 в течение трёх месяцев проходил проект «Волшебница-вода». Воспитатель Калашникова С.И.  в ходе проекта  создавала условия для формирования у детей знаний о природе, элементов экологической грамотности.  Цель и задачи проекта: Развивать у детей представление о природном объекте – вода, формировать наблюдательность через игры с водой; формировать представления о значении воды в жизни человека; развивать поисковую деятельность; учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога; воспитывать бережное отношение к воде.

В ходе проекта проводились беседы, наблюдения, поисковая и экспериментальная деятельность. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с природным объектом – водой, дети с интересом и желанием выполняли опыты с водой. В итоге дети показали знания, полученные в процессе проведения проекта. Большими помощниками были родители. Они составили картотеку стихов, потешек, песенок, рассказов о воде. Светлана Ивановна подготовила для  родителей и воспитателей  буклет «Волшебница-вода».

В средней группе № 8 воспитатель Полуэктова Т.А. организовала проект «Огород на окне».  Цель и задачи проекта: формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях; умение ухаживать за растениями в комнатных условиях, развивать познавательные и творческие способности; расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей.

Дети с большим интересом наблюдали за ростом лука, фасоли, гороха, радовались первым всходам.  В ходе проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений, узнали, что такое забота и ответственность. Большую помощь оказали родители в приобретении посевного материала и инвентаря. Дома дети вместе с родителями посадили свой «огород». Все получили положительные эмоции.

Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, формирует партнерские взаимоотношения.

 

Педагоги будут продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития проектно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту.

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель МБДОУ № 43 «Алёнушка» Калашникова Светлана Ивановна

Обсуждение закрыто.

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031