Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных — воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.
Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим — такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе ( о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы); воспитании гуманно-деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.
В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Так, с целью расширения и углубления знаний детей о перелетных и зимующих птицах нашего края, а также с целью формирования бережного отношения к птицам и осознания того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года, во 2 младшей группе №4 был реализован проект «Птицы – наши друзья». В течение двух недель, с 21 марта по 1 апреля, были проведены наблюдения за птицами на участке детского сада, прошли тематические занятия и беседы. Ребятам был предоставлен большой выбор детской литературы о птицах. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Поэтому необходимо у детей сформировать умение рассказывать, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц и загадок.
Во время работы над проектом дети имели возможность наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности: театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной. На занятиях дети рисовали птиц и лепили, создавали красочные аппликации, получали и развивали элементарные знания и представления о птицах через инсценировки отрывков из рассказов и сказок, играли в подвижные и дидактические игры.
С целью повышения уровня педагогической культуры, родители воспитанников приняли активное участие в совместной деятельности с детьми и педагогами в ходе работы над проектом. С помощью родителей был создан альбом «Книга о птицах», а также атрибуты для занятий и игр. Родители приняли участие в изготовлении кормушек и скворечников, которые заняли места на нашем участке. А в группе была организована выставка рисунков «Птицы – наши друзья».
Завершился наш проект праздником «День птиц», который традиционно отмечается 1 апреля. Развлечение прошло познавательно, весело и интересно. Приглашенные родители вместе с детьми отгадывали загадки и ребусы, которые загадывали сами ребята в образе птиц. Дети приготовили интересные номера: песни и стихи о птицах, музыкальные подвижные игры и флешмоб «Что манит птицу». Все участники праздника получили массу ярких впечатлений, положительных эмоций и заряд хорошего настроения. А главное — время, проведенное вместе, не прошло даром. Нет сомнений, что родитель, активно участвующий в проекте, способен воспитать у ребенка любовь и бережное отношение к птицам!