Наш депутат Думы города Невинномысска


Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.
Предлагаем вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка.
Возраст ребенка | Звуки речи |
От 1 до 2 лет | А, В, Е, М, П, Б |
От 2 до 3 лет | В, И, Ы, Т, Д, Ф, Г, К, Х, Н |
От 3 до 4 лет | С, Ц, З |
От 4 до 5 лет | Ш, Ж, Ч, Щ |
От 5 до 6 лет | Л, Р |
Упражнять в отчетливом произнесении
изолированных гласных и согласных звуков (кроме
свистящих (с, з, ц), шипящих (ж, ч, щ) и сонорных (р, л), в
правильном воспроизведении звукоподражаний (ку-ка-ре-ку, и-го-го), слов и несложных фраз (из двух-трех слов).
Например: «Мама, дай куклу» и т.д.
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из двух-трех слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»),
ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ
(полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, мебели,
посуды, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы и сказки в начале с показом иллюстраций, а к концу года и без показа. Помогать отвечать на простейшие вопросы (Что? Кто? Что делает?) и более сложные (Во что одет? Что везет? Кому? Какой? Где? Когда? Куда?), обязательно поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе взрослого рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Способствовать освоению диалогической формы речи. Учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них.
К КОНЦУ 3 ГОДА ДЕТИ МОГУТ:
ПОМНИТЕ!
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.