Гирин Александр Викторович
Развитие речи детей от 2 до 3 лет
Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.
Предлагаем вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка.
Возраст ребенка | Звуки речи |
От 1 до 2 лет | А, В, Е, М, П, Б |
От 2 до 3 лет | В, И, Ы, Т, Д, Ф, Г, К, Х, Н |
От 3 до 4 лет | С, Ц, З |
От 4 до 5 лет | Ш, Ж, Ч, Щ |
От 5 до 6 лет | Л, Р |
Упражнять в отчетливом произнесении
изолированных гласных и согласных звуков (кроме
свистящих (с, з, ц), шипящих (ж, ч, щ) и сонорных (р, л), в
правильном воспроизведении звукоподражаний (ку-ка-ре-ку, и-го-го), слов и несложных фраз (из двух-трех слов).
Например: «Мама, дай куклу» и т.д.
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из двух-трех слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»),
ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ
- существительными: названиями игрушек, предметной личной гигиены
(полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, мебели,
посуды, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
- глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать-закрывать, снимать-надевать, взять-положить), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
- прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, холодный, горячий);
- наречиями (близко, далеко, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы и сказки в начале с показом иллюстраций, а к концу года и без показа. Помогать отвечать на простейшие вопросы (Что? Кто? Что делает?) и более сложные (Во что одет? Что везет? Кому? Какой? Где? Когда? Куда?), обязательно поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе взрослого рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.
Способствовать освоению диалогической формы речи. Учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них.
К КОНЦУ 3 ГОДА ДЕТИ МОГУТ:
- Иметь активный словарный запас (не менее 1000-1200 слов).
- Повторять за взрослым слово и небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.
- Ответить на понятный вопрос взрослого.
- Поделиться информацией (Коля пришел), пожаловаться на неудобства (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
- Сопровождать речью игровые и бытовые действия
- Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
- Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
ПОМНИТЕ!
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.