Наш депутат Думы города Невинномысска

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

    Предлагаем вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка.

Возраст ребенка Звуки речи
От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б
От 2 до 3 лет В, И, Ы, Т, Д, Ф, Г, К, Х, Н
От 3 до 4 лет С, Ц, З
От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ
От 5 до 6 лет Л, Р

      Упражнять в отчетливом произнесении

изолированных гласных и согласных звуков (кроме

свистящих (с, з, ц), шипящих (ж, ч, щ) и сонорных (р, л), в

правильном воспроизведении звукоподражаний (ку-ка-ре-ку, и-го-го), слов и несложных фраз (из двух-трех слов).

Например: «Мама, дай куклу» и т.д.

     Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

     Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из двух-трех слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

     На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

     Учить по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»),

ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ

  • существительными: названиями игрушек, предметной личной гигиены

(полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, мебели,

посуды, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

  • глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать-закрывать, снимать-надевать, взять-положить), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, холодный, горячий);
  • наречиями (близко, далеко, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

     Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

     Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы и сказки в начале с показом иллюстраций, а к концу года и без показа. Помогать отвечать на простейшие вопросы (Что? Кто? Что делает?) и более сложные (Во что одет? Что везет? Кому? Какой? Где? Когда? Куда?), обязательно поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе взрослого рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

     Способствовать освоению диалогической формы речи. Учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них.

К КОНЦУ 3 ГОДА ДЕТИ МОГУТ:

  • Иметь активный словарный запас (не менее 1000-1200 слов).
  • Повторять за взрослым слово и небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.
  • Ответить на понятный вопрос взрослого.
  • Поделиться информацией (Коля пришел), пожаловаться на неудобства (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
  • Сопровождать речью игровые и бытовые действия
  • Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
  • Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

  ПОМНИТЕ!

     Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Материал подготовил воспитатель: Бурмистрова М. Н.

Календарь

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031